Header Ads

test

Исповедь СТО-шника 5546 подписчиков Почему дизельный ГАЗ-3301 так и не заменил на конвейере ГАЗ-66, или история преемника Шишиги, так не ставшего серийным

 Вы слышали когда-нибудь про ГАЗ-66? Ну конечно, любой водитель, родившийся в СССР, знает про ГАЗ-66 – этот уникальный советский грузовик повышенной проходимости! Даже сейчас ГАЗ-66 пользуется повышенным вниманием у геологов, путешественников и просто тех, кто увлекается ездой по бездорожью.

Но знаете ли вы про ГАЗ-3301?именно про модель 3301? Я думаю, что вряд ли вы даже слышали про этот военный грузовик, который даже приняли на вооружение советских войск. А ведь в своё время этот грузовик всерьёз намеривались сделать преемником ГАЗ-66, и ГАЗ-3301 действительно превосходил Шишигу во всем. Но потом случилось так, что проект заморозили, на заводе ГАЗ решили, делать серийным ГАЗ-3301 не стоит… Впрочем, давайте расскажем обо всём по порядку.

Начнём с того, пожалуй, что уже в конце 1970-х годов военные начали высказывать своё недовольство ГАЗ-66. Да, этот автомобиль отличался великолепной проходимостью, но для армии он стал слишком слабым.

Дело в том, что военная техника с каждой пятилеткой становилась всё более совершенной и мощной, соответственно, её масса увеличивалась. И стандартного бензинового двигателя ГАЗ-66 военным стало не хватать. Кроме того, в конце 1970-х годов хозяйственники стали чётко понимать, что слишком накладно использовать бензиновые грузовики, которые мало того, что не обладают такой мощностью, как дизельные, ещё и топлива потребляют раза в два или три больше.

Плюс ко всему, военные жаловались на тесные кабины ГАЗ-66, на наличие колёсных арок в кузове, что уменьшало вместимость этого самого кузова, ну и на недостаточную защищённость водителя и пассажира в кабине ГАЗ-66. Ладно, водитель, хрен с ним, если что, но пассажир – это же «таварищ ахфицер», а офицеров терять, как известно, по уставу не положено!

В общем, Горьковский автомобильный завод решил соорудить для военных новый автомобиль, у которого была бы грузоподъёмность больше на 500 килограммов, кабинка попросторней, и самое главное, дизельный двигатель новой модели. Плюс и про безопасность не забыли – в кабине нового грузовика для военных было предусмотрено место для бронепанелей, защищающих водителя и пассажира от обстрела из стрелкового оружия.

Так и хочется спросить – а стёкла там тоже бронированными панелями планировали закрывать? Или надеялись, что потенциальному врагу будет «западло» по стёклам палить?

В общем, работы по созданию ГАЗ-3301 были начаты в 1980 году. Как не странно, они были практически завершены в 1981 году, в котором было готово два опытных экземпляра ГАЗ-3301.

Конструкторы Горьковского автомобильного завода взяли шасси от ГАЗ-66, создали новую, усиленную раму. Кабину автомобиль ГАЗ-3301 получил так же новую, внешне похожую на кабину ГАЗ-66, такой же бескапотной компоновки, но при этом более просторную, комфортную и эргономичную.

Кроме усиленной рамы, ГАЗ-3301 получил длинные рессоры, дабы увеличить ход подвески, новые, усиленные мосты. В рессорах использовали пальцевое крепление вместо резиновой заделки, как было у ГАЗ-66.

Двигатель для ГАЗ-3301 был выбран собственного производства – это был опытный в те годы мотор под индексом ГАЗ-542 – первый дизель серийного производства, созданный Горьковским автомобильным заводом.

С 1981 по 1987 годы военный грузовик ГАЗ-3301 проходил всевозможные заводские и государственные испытания, и в итоге этот грузовик был рекомендован к серийному производству и принят на вооружение советской армии.

Но потом началась горбачёвская перестройка, экономика стала рушится, и на Горьковском автомобильном заводе решили, что нет смысла выпускать автомобиль который будет серьёзно отличаться от основного семейства грузовиков ГАЗ, так что было решено сделать преемника ГАЗ-66 на базе ГАЗ-4301.

Кроме того, военные, у же к тому времени испытавшие ГАЗ-66 в зоне реальных боевых действий, в Афганистане, заявили, что новый грузовик не должен иметь бескапотную компоновку, ведь это конкретный косяк при наезде на мину. Тот же ЗИЛ-131 получал разрыв мины под капотом, что спасало водителя и пассажира, а вот у ГАЗ-66 разрыв происходил под кабиной.

В общем, так и не стали выпускать ГАЗ-3301 серийно, зато появился ГАЗ-3308 Садко.

Комментариев нет